Европейский путь украинского березового сока
agroportal.ua пишет

«НАССР — это как рама, колеса и двигатель. А хочется еще и кузов, желательно последней модели «Мерседеса», — говорит Владимир Завадовский, генеральный директор крупного украинского предприятия, которое с успехом покорило рынок Европы и США

Экологический березовый сок отечественного производства группы компаний, в которую входят «ГАЛС ЛТД», «ЛИЛАК», попал на полки супермаркетов в 2001-м. С прошлого года ассортимент производитель расширил — в фирменных стеклянных бутылках был представлен еще и гранатовый сок.

Владимир Завадовский, а именно он прививает вкус знакомого с советских времен березового сока европейцам, рассказывает: изначально работали для внутреннего рынка. Но средний возраст работников предприятия составлял 30 лет. «Украинский рынок они не понимали, а о европейском мечтали», — вспоминает он. Так 5 лет назад на требовательном рынке ЕС появились первые бутылки березового сока.

    

«Наши первые клиенты на европейском рынке — выходцы из стран СНГ. Они помнили вкус детства, мы им давали поностальгировать. Затем уже «подтянулись» и коренные жители Европы», — рассказывает Владимир Завадовский. Среди конкурентов у украинской компании были куда более опытные финны, производители из Дании и Беларуси.

«Изначально мы ориентировались на финскую систему — у них березовый сок на столе, как у нас компот. Затем уже смогли привить европейцам понимание того, как полезен березовый сок», — добавляет руководитель. Более того, расширили линейку продукции — так, следуя вкусам требовательной Европы, отправили соки, к примеру, настоянные на шиповнике и мяте.

С новым продуктом — соком из граната — потребителя познакомили только в конце 2016-го. Импортировать гранат и делать выжимку в Украине — дело невыгодное. И Владимир Завадовский сам поехал в Азербайджан. «Лично объездил несколько заводов. Отобрал самых ответственных партнеров. Представьте: 20 тонн концентрата — это 225 тонн граната. Поэтому мы приняли решение привозить к нам концентрат и тут его разливать и делать соки», — говорит он.

Показатели экспорта, в свою очередь, говорят о правильном векторе развития. В сравнении с 2015 годом поставки на рынок США и ЕС в 2016-м выросли на 40% (600 тонн в 2015-м, 1000 тонн в прошлом году). В 2014-м объем экспорта составлял 450 тонн.

Уверенное место на европейском рынке предприятию позволил занять ряд причин: удобное расположение (в 6 километрах от границы с Румынией), в разы меньшие по сравнению с Европой затраты на производство, а также акцент на качество и безопасность продукции. Все это дало результат.

Небольшое предприятие в Черновицкой области знаковое для украинского рынка тем, что прошло проверку сразу трех сертификационных центров и получило сертификаты: FSSC 22000, Organic и NOP. И именно уверенность европейцев в качестве продукции плюс ее органическое происхождение сыграли для предприятия ключевую роль.

«Я хочу акцентировать внимание на том, что, согласно украинскому законодательству, с сентября 2018 года каждое отечественное предприятие будет обязано работать по нормативам НАССР. И это очень важно. Сегодня около 70% компаний не имеют ни системы НАССР, ни возможности ее подтвердить. И это большая проблема», — говорит Владимир Завадовский.

«С 2012 года мы проходим аудит системы менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с самыми высокими требованиями. Это полноценная международная схема сертификации. НАССР — самые элементарные правила, которые должны быть на каждом предприятии. Основа, простые и понятные правила игры. К примеру, мы внедрили у себя стандарты ISO 22000:2005 и ISO/TS 22002-1:2009 и сразу попали под ежегодные проверки на соответствие требованиям данных стандартов», — рассказывает генеральный директор.

К слову, вышеупомянутый стандарт внедряется на предприятиях для полной уверенности, что безопасность продукции будет гарантирована анализом всех факторов и всех рисков. В конечном итоге потребитель получает товар с репутацией абсолютного качества, безопасности и своевременного контроля.

Чистая почва, на которой 5 лет не использовались химические удобрения, огромное количество опросников, документов, инспекция от контролирующих органов раз в квартал и более трех лет ожидания. Такой заветный, но сложнодоступный европейский сертификат «Органик» производству Владимира Завадовского дался непросто. Но результат того стоит — продукция автоматически причисляется к разряду элитных и продается минимум на 25% дороже, чем без пометки «органическая».

Внедрение систем безопасности наивысшего ранга — дело недешевое и затратное. Но на предприятии подчеркивают — затраты окупаются за 2-3 года.

Владимир Завадовский не скрывает — для внедрения новых стандартов пришлось подстраивать и предприятие, и коллектив. В небольшом районном центре Черновицкой области найти необходимых специалистов непросто. Плюс свою роль сыграла ментальность украинцев. «Нужно держать высокую планку. И с теми, кто не подходит, прощаться. Мы думали, что если будем увольнять, не найдем в маленьком поселке людей. Но все получилось. Главное — создать команду победителей и готовить профессионалов», — говорит управленец. К слову, изначально при подготовке к получению международных сертификатов команду пришлось оптимизировать. Часть работников не смогли справиться с новой ответственностью, часть людей пришлось убрать с тех линий, где по стандартам не положено присутствие человека. В итоге, коллектив сократился на 20%.

«Это как в футболе — если игрок не подходит для высшей лиги, никто не мешает ему играть в первой. Но уже не в этой команде», — метафорически замечает руководитель.

Сегодня продукцию компаний «ГАЛС ЛТД» и «ЛИЛАК» можно найти на рынке Европы и США. Часть ее продается под своими брендами «ГЛЫБКОН» и SPRING DROPS, часть — под торговыми марками партнеров.

«В планах — выйти на рынок Китая», — так озвучивает ближайшие перспективы компании Владимир Завадовский. Пилотные партии березового сока, пока с помощью дистрибьюторов, уже были отправлены в Поднебесную.

Свяжитесь с нами

Мы в Instagram